Шкура

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


шкура;
кожа; мех; овчина; шерсть

Шкура жертвенного животного разделяет также символику жира и, в меньшей степени, крови.

Идея последовательно укрываемого и всё более возрастающего плодородия содержится в типовых текстах, в которых пряжу, шерсть, шкуру вешают на дерево или другой растительный символ. Ещё более распространены вырожденные примеры подобного обряда — вешание пряжи на дерево с целью увеличения блага.

Символически значимо, в первую очередь, ношение шкур животных и птиц.

Дополнительное значение может иметь, например, цвет надеваемых шкур:

  • в обрядах инициации их черный и белый окрас могут обозначать две природы человека, явное и неявное, etc.;
  • пятнистая шкура животного (пантеры) как и разноцветная, переливчатая ткань служат символами Целого (бога Пана);

Символизирует:

  • материя, земля[1];
  • все, что поддерживает жизнь;
  • плодородие, плодовитость и долголетие;
  • сакральное, книжное знание, образованность < пергамент, книжный переплёт;
  • женское, вмещающее или укрывающее начало — кожаные предметы такие как, например, бурдюк, шуба и т. п.

Надевание, ношение шкур (и/или масок) животных:

  • возврат в состояние (райское, доисторическое) взаимного понимания, диалога между человеком и животными;
  • присвоение свойств животного «в его тотемическом контексте[2]», восприятие его силы/маны;
  • приобщение к инстинктивной мудрости животного;
  • ступени посвящения, возрождение, уверенность в бессмертии — в обрядах инициации.

Смена кожи (подобно змее):

  • сбрасывание оболочки «ветхого 4еловека» и обретение оболочки новой,
  • возвращение молодости;
  • переход в новое (более высокое) состояние;
  • обретение бессмертия.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Шкура в геральдике
Животные
Одежда
Жир
Кровь
Змея
Пергамент

Руно
Кожа
Пряжа
Бэс
Текену

Сдирание кожи

Древний Восток
[править]

На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности, во время ритуального танца.

Рыбья кожа применялась в качестве териоморфного одеяния жрецами Эа-Оаннеса.

Сумукан — шумеро-аккадское божество, покровитель и защитник диких зверей и скота, представляется нагим или одетым в шкуру.

Хеттский ритуальный текст, посвящённый культу исчезающего и возвращающегося бога Телепинуса:

«перед богом Телепинусом воздвигается вечнозеленое дерево еiа-,
с него свешивается шкура (руно) овцы (барана),
внутри же него помещается бараний (овечий) жир,
внутри же него помещаются зерно (бога) полей и вино,
внутри же него помещаются бык и овца (баран),
внутри же него помещаются долгие годы (жизни) и потомство».

Египет
[править]

Ассоциируется с идеей рождения и возрождения.

Шкуру льва (поздне, пантеры) носит на спине присутствующий при рождении защищающий дух Бес.

В Фивах на празднике Амона ежегодно приносили в жертву барана, снимали с него шкуру и надевали на статую бога.

Знак египетской системы иероглифов, означающий «быть рожденным» (из синонимического ряда — «порождать», «воспитывать», «ребенок», «формировать») изображает три связанные вместе (лисьих ?) шкуры. Амулет-подарок для новорожденного, включал, подобно иероглифу, три шкуры животных, которые были привязаны к солнечному шару.

Обряд «прохождения сквозь шкуру», совершаемый фараоном и жрецами для омоложения. Позже этот обряд лишь имитировался, упростившись до обвязывания правителем вокруг талии хвоста пантеры.

Шкура леопарда служит символом жреца (ведущего ко входу в гробницу [3]) и связана с похоронным ритуалом:

  • нагробные дощечки показывают, как просветленный умерший в накидке из шкуры принимает жертвоприношение;
  • до времен Среднего царства на крышке саркофага часто изображалась шкура леопарда (рельеф шкуры пантеры);
  • в образе леопарда почиталась Мафдет — богиня наказания, а также помощница мертвых;
  • леопард (или шкура ???) — эмблема Озириса.

Имиут — древний фетиш, представляющий собой шкуру животного (без головы) в льняных пеленах, подвешенную вставленному в сосуд (горшок) шесте. В древнейшие времена имиут водружался как защищающий знак у царского трона. Деревянные изображения имиута иногда давались с собой знатным персонам в гробницы. Персонифицированный Имиут подает царю скипетр в праздник тридцатилетия правления.

Текену — фетиш, представляющий собой сидящего человека, завернутого в шкуру [4] , которая, по-видимому, связана идея повторного рождения.

Согласно старинной египетской теории «превращений», посвященный приобретает свойства того животного, в которое он превращается. Шкуры животных являются важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хочет указать, а затем и получить в конечном счете изменение внутреннее. Шкура при этом — символ переходной стадии.

Мезоамерика
[править]

В обрядах жертвоприношений доколумбовой Мексики человеческую жертву закутывали в шкуры.

Китай
[править]

Цань-шэнь — богиня шелководства и охранительница тутовых деревьев, изображалась одетой в конскую шкуру, нередко с конской головой, иногда — верхом на белом коне.

Тибет
[править]

В тибетском добонском мифе о происхождении племени нголоки дочь духа горы Ньембо Ицэ получает в приданое чудесную овечью шкуру: если её потрясти, то появляется разный скот.

Античность
[править]

Аита — владыка подземного царства в этрусской мифологии, иногда изображается с волчьим скальпом на голове.

Золотое руно служит центральной темой мифа о путешествии аргонавтов.

Изображение руна в корзинах около дерева — частый мотив в древнегреческой вазописи.

Мотив Зевса, являющегося Гераклу в одежде из бараньего руна.

Мелькарт в теогонии Санхонйатона—Филона, отождествляется с Гераклом; как таковой часто изображаетсяв львиной шкуре.

Дидона, согласно римской мифологии, бежав после смерти мужа в Африку, купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу[5].

Шкуры составляли часть одеяния римских легионеры, несущие штандарт легиона.

Африка
[править]

Шкура леопарда в погребальных обрядах африканских народов:

  • жители одного северо-нигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах;
  • в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда;
  • у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда.

Европа
[править]

В Средние века, отмечая начало года люди облачались в шкуры лошади, волка или быка, чтобы наполниться их жизненной силой.

Кавказ
[править]

Мардагайл — «человек-волк», оборотень в армянской мифологии, бродит ночью вместе с волками, а днём снимает с себя шкуру и принимает женский облик.

Мезитхе — богу лесов и охоты в адыгской мифологии, постелью служит шкура лани.

Северная традиция
[править]

В скандинавских мифах бог Один иногда упоминается в образе медведя (Бор). В медвежьих шкурах ходили берсеркеры, которых иногда воспринимали как звероподобные существа смешанного типа, подобно «оборотням».

Кельтский бог Огма, согласно Лукиану, изображался старцем, одетым в звериную шкуру, с палицей в руке.

Шаманизм
[править]

Контакт между человеком и животными с их инстинктивным знанием.

Ритуальное значение имеют шкура и голова коня: шкура, разделяет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип.

У скандинавов шкура оленя-самца часто используется в шаманских ритуалах

Сибирь
[править]

В марийской мифологии высший бог Кугу-юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, не имевшую шкуры. Керемет соблазнил собаку шубой и оплевал человека.

В самодийской мифологии (у нганасан) родительница и покровительница всего живого Моу-нямы обычно представляется в виде огромного существа, на котором обитают все люди и животные, подобно насекомым в шкуре зверя; шкура (трава, мох) «линяет» (обновляется) каждую весну.

Славяне
[править]

Шерсть, шкура, мех животного — в народной культуре атрибут нечеловеческого (зооморфного), потустороннего мира и одновременно символ богатства, изобилия, плодородия.

Шкура часто связана с демонической сферой и оборотничеством.

Колдун, желая превратить кого-либо в волка, набрасывает на него с заклинаниями звериную шкуру — украинцы.
В виде овчины может показаться оборотень — русские.
Принято считать, что имя волколак образовано сложением слов волк и южнославянского длака «шерсть, шкура».
Домовой, леший, водяной в поверьях предстают обросшими шерстью, длинными волосами или мхом — русские.
Содрать с человека кожу может банник или обдериха.
«Одна молодица топила баню, а муж ее не любил. Вдруг слышит голос банника: „Топи жарчее, пойдет кожа ходчее“. Приготовила баню, муж помылся, а крест забыл и послал молодую жену за крестом. Банник снял с нее кожу и насадил на полок, а на голову шайку положил».[6]

В святочный и масленичный периоды почти все ряженые, как зооморфные, так и антропоморфные, одеты в кожух или шкуры (волка, медведя), которые имеют функцию маскирования, «превращения» исполнителя в мифологический персонаж, и связанную с этим функцию запугивания.

В заговорах мотивы шерсти и змеи иногда объединяются в имени змеи — Шкуропея.

Во многих обрядах семейного цикла шкура и шерсть символизировали богатство, обилие, счастье. Устойчивое сопоставление символов «мохнатый — богатый» лежит в основе многих восточнославянских благопожелательных формул и приговоров: «Чтобы жених был богатый, как кожух волохатый» и т. п.

Обычай надевать шуб мехом наружу участниками русской свадьбы зафиксирован историческими свидетельствами XVI—XVII вв. Шуба выступала на разных этапах свадьбы в наряде жениха и невесты, их родителей и других участников свадьбы, чаще всего в ситуациях ритуальных встреч, при осыпании молодых зерном, хмелем, деньгами. Вывернутый мехом наружу кожух, надетый свекровью в момент встречи молодых, мог, однако, приобретать функцию устрашения, демонстрации «чужести» рода жениха по отношению к невесте. Сходная ситуация касалась и жениха, когда мать невесты встречала его в шубе на пороге своего дома.

Шкура или вывернутый мехом наружу кожух выступали обязательным атрибутом восточнославянских свадебных обрядов: на них расплетали невесте косу, сажали жениха и невесту за стол, укладывали и укрывали новобрачных в первую брачную ночь.

Семантика обеспечения богатства и жизненной силы отмечена в родильных и крестильных ритуалах. Например:

  • повитуха укладывала новорожденного на шубу, «чтобы он был богат» (рус., полес., словац.),
  • роженица впервые кормила ребенка грудью, сидя на шубе (укр. киев.).
  • Окрещенного ребенка клали в красном углу на кожухе, чтобы у него скот водился (укр.,херсон., рус.,тульск.).

На шкуре проходили также пострижины ребенка.

Шкура и кожух могли использоваться в качестве апотропея.

  • В Белоруссии баба-повитуха встречала кумовьев с окрещенным младенцем в вывернутом шерстью наружу кожухе, чтобы уберечь дитя от сглаза.
  • Польские гуралы-пастухи выворачивали свои тулупы мехом наружу в случае, если на выпасе их пугала нечистая сила.
  • От проказ домового окуривали дом и двор медвежьей шерстью или обводили вокруг дома медведя (рус.),
  • шерстью медведя или волка окуривали больного испугом (серб.).
  • У белорусов при первом выгоне на пастбище скот прогоняли через вывернутую мехом вверх шубу;
  • старухи, надев вывернутую шубу, вырывали у коровы или овцы из стада клок шерсти и запихивали его в висячий замок, чтобы волки не трогали скотину.

Совмещение функции оберега и обеспечения приплода имеет место в ритуалах, связанных со скотом:

  • у русских было принято проводить новокупленную корову через разостланную в воротах шубу;
  • заворачивать теленка в кожух, «чтобы в спорину шел»;
  • перегонять лошадей по разостланной шубе, если их «невзлюбил домовой».
М. М. Валещова. Шкура // SMES;
Е. Е. Левкиевская. Волкодлак // SMES;

Индуизм
[править]

Атрибуты:

Буддизм
[править]

Слоновья шкура олицетворяет невежество.

Иудаизм
[править]

Ковчег Завета для сохранности укрывался бараньими шкурами.

Ислам
[править]

Относительно мучений грешников в джаханнаме, в частности говорится:
«Поистине, тех, которые не верили в наши знамения, мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания[7]».

Христианство
[править]

Атрибуты святых:

Библия
[править]

Ветхозаветный Исав вышел из чрева матери «весь как кожа косматый».

Эмблематика
[править]

Атрибуты

Львиная шкура:
  • Солнце и солнечные божества[9];
  • Геркулес — его одежда и защита со времени первого подвига (Немейский лев); основной, наряду с палицей, атрибут этого героя;
  • Омфала — в совместных или парных изображениях Геркулеса, он одет в пёстрые одежды и держит прялку (веретено) или, реже, тамбурин;
  • персонифицированная Храбрость (Мужество) — воспринят от Геркулеса.
Козья шкура, эгида:
Одежда из шкур:
  • дикарь — изображаясь нагим, он часто представляется покрытым длинными косматыми волосами.

Эмблемы

  • Львиная шкура
«Даже мои останки заслуживают уважения».
Даже прах храброго человека, даже память о нем и о его великих и героических деяниях, достойны почитания.
[EMSI 43-12,с.291]
  • Подвешенная львиная шкура
«Символ того, что все мы подвержены смерти. Он означает, что всем нам суждено подчиниться одной и той же судьбе».
[EMSI 33-13,с.244]

Магия
[править]

Защитная магия:

  • В античности считалось, что олений мех (шкура) — надежная защита от змеиных укусов.
  • В Древнем Риме кожа крокодила, прибитая на воротах подворья, призвана служить защитой от града.
  • Люксембуржцы считают, что кожа зимородка отпугивает моль и называют эту птицу соответствующем именем.

Народная медицина:

  • В арсенале знахарских средств обнаруживаются шкура змеи
  • Болезни «отсылают» на различных животных, например, на осла. При этом, среди прочего, целительными считается его шкура и, особенно, волосы из тёмного креста на спине.

Психология
[править]

Согласно Э. Эппли, теплая шкура рассматривается как указание на «женски-земное».

Искусство
[править]

  • Гийом Синьяк «Коробка с драгоценностями»;
  • Питер-Пайль Рубенс «Портрет Елены Фоурмен (Меховая накидка)», 1633;
  • Г. Ронделл «Портрет девушки», 1898;
  • Розальба Каррьера «Зима», сер. 1720-х;
  • Элизабет Виже-Лебрён «Леди Гамильтон в образе Ариадны», 1790;
  • Н. Тютрюмов (1821—1877) «Отдых вакханки»;
  • Р. Браунинг «Перед зеркалом»;
  • Дж. Годвард;
  • Paul Sieffert;

Ad vocem
[править]

Овечья шкура как прикрытие хищника:

  • «Волк в овечьей шкуре».
  • «Баран в бараньей шкуре».
  • «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»[10]".

Примечания и комментарии
[править]

  1. Круглый барабан — образ земного шара, его чашеобразная форма и шкура соответствуют символизму стихии земли.
  2. KERL-19
  3. Важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти исполнял так называемый заместитель жреца, в качестве одежды служителя он носил шкуру пантеры.
  4. Самые ранние рисунки изображают похожий на грушу узел, либо неодетого человека с подтянутыми ногами и руками.
  5. 'Греч. βύρσα — (снятая) шкура.
  6. Богатырев, 58
  7. Коран 4:59
  8. Греч. овчина.
  9. KERL-8
  10. Евангелие от Матфея 7:15

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: