Асхаб ал-Кахф

Материал из Энциклопедия знаков и символов
Перейти к: навигация, поиск


Асхаб ал-Кахф
Ashab al-Kahf — «те, кто в пещере»

В мусульманской мифологии молодые люди, спрятавшиеся вместе с собакой в пещере, чтобы уберечь свою веру в единого бога во время преследований. Эпизоды, посвящённые А. а.-к., изложены в Коране, в суре «Пещера». Согласно Корану, молодые люди обратились к аллаху с просьбой смилостивиться над ними и направить на верный путь. Аллах услышал просьбу и усыпил их на 309 лет, которые показались им как «день или часть дня». Очнувшись, А. а.-к. послали одного купить пропитание и так обнаружили себя людям, а затем уснули вечным сном. Над их пещерой (в урочище ар-Раким), обращённой входом к северу, люди устроили потом святилище (18:9-25). В Коране не называется точное число «тех, кто в пещере» и констатируется, что это число, так же как и продолжительность сна, один «аллах знает лучше».

Коранический рассказ является вариантом христианского сказания о «семи спящих отроках эфесских», распространённого на Ближнем Востоке до утверждения ислама. Детали коранического рассказа (название места, ориентировка пещеры, строительство над ней храма и др.) дают основание предположить, что Коран имеет в виду не эфесскую пещеру, традиционно считавшуюся местом действия христианского сказания, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания и где его мог услышать Мухаммад, посещавший эти места с торговыми караванами.

Освящённое Кораном сказание получило широкое распространение в мусульманском мире. Средневековые авторы помещали могилу «людей пещеры» помимо Эфеса и Аммана также в различных пунктах Средней Азии, Сирии, Испании. Магическую функцию приобрели называемые преданием имена спящих и имя их собаки — Китмир; в некоторых мусульманских странах имя Китмир надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи.

Лит.: Крымский А., Семь спящих отроков эфесских, М., 1914.

М. Б. Пиотровский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Асхаб ал-Кахф, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 790 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 120 Словарь)]

Асхаб ал-Кахф В 18-ой суре Корана Аль-Кахф говорится о юношах, скрывшихся в пещере от своих преследователей, желая сохранить свою религию. После того как они обратились с молитвой к своему Господу, Он усыпил их в пещере на 309 лет. Вместе с ними также была и их собака. В исторической литературе и толкованиях Корана делаются предположения, что речь может идти о событиях, имевших место во второй половине III века. Римский наместник Дакьянус (возможно, что речь идет о римском императоре Деции) желал отречения этих юношей от веры в Аллаха. Это вынудило их покинуть свой город, после чего они укрылись от преследований в пещере. «И остались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (Коран, 18: 25). На протяжении этого периода все они пребывали в состоянии сна. Проснувшись, они посчитали что пробыли в пещере лишь один день. Через некоторое время молодые люди послали одного из своих товарищей в город, чтобы он купил для них еды. По пути он обратил внимание, что город сильно изменился. Подойдя к торговцу, он протянул ему монету. Однако тот заметив что монеты выглядят иначе, отвел этого юношу к правителю, которому он рассказал свою историю. В тот период в Римской империи уже господствовало христианство. Заинтересовавшись этим чудом, люди отправились к той пещере, на которую указал юноша. Они обнаружили, что все, кто был там, включая собаку, исчезли. После этого это место стало священным и там был воздвигнут храм . В Коране местонахождение пещеры точно не указано, но детали рассказа дают возможность предположить, что имеется в виду не эфесская пещера, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания[1]. Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания. В среде моряков пользовались популярностью каллиграфические композиции в виде корабля, составленные из имён семи отроков и, по мусульманской версии, уснувшей с ними в пещере собаки по имени Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир также надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи.

[Али-заде, А. А. Асхаб аль-Кахф // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.]
  1. Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 254 с. ISBN 5-02-018048-3.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: