Августин Гиппонский, Св.

Материал из Энциклопедия знаков и символов
Перейти к: навигация, поиск


Святые

Этимология

итал. - Agostino

(354-430) V в.

Христианский святой, видимо, самый влиятельный и знаменитый теолог христианства. Епископ Гиппона (город недалеко от Карфагена, Северная Африка), один из четырех латинских (западных) Отцов церкви.

Один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христ. церкви,

Родился в Тагасте 13 нояб. 354 г. (город римской провинции Нумидии) в семье язычника и христианки. Затем отправился в Рим, где весьма прославился своей учёностью.

Первоначальным своим образованием он обязан своей матери - Монике(т.ж. канонизирована), умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником.

Образование получил в Карфагене. В молодости своей был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения "Horlensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте Манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. Доводом Августина в пользу отвержения христианской веры была её простота, предназначенная для простых умов.

Уже будучи профессором риторики в 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. – в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Благодаря тамошнему епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий ап. Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). Амврсоий же привёл его к принятию веры. Августин публично исповедался и принял крещение. Именно в честь этого события впервые был исполнен гимн "Te Deum" — "Тебя, Бога, хвалим". На Пасху 387 г. вместе с своим сыном Августин принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.

Августин прославился как борец против манихейства и пелагианства. Оказал огромное влияние на христианство, как своими произведениями, так и личным духовным примером. Определил позицию официальной церкви по отношению почти ко всем аспектам христианства, включая учение о Первородном Грехе. Самое известное его произведение — первый христианский трактат по философии и истории — "О Граде Божием".

Историю своей духовной жизни и трудного пути к христианской вере он изложил в знаменитой работе "Исповеди" (Confessione). Этот труд — первая в западной литературе автобиография и первый классический памятник христианского мистицизма.

Его наследие по теологии и критике было поистине огромно.

Наиболее известны:

  • автобиографический труд "Исповедь" в 13 книгах (история пути Августина к христианству под влиянием проповедей Амвросия, епископа Миланского;
  • "О граде Божьем" в 22 книгах - о событиях, связанных с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении он сопоставляет два мира - небесный и земной, выдвигает новую христианскую концепцию исторического развития. Августину удалось синтезировать все духовные системы своего времени - античные и христианские - в одну универсальную. Не случайно к его авторитету одинаково прибегали и католики и реформаторы. Помимо прочего Августин был блестящим стилистом; его "Исповедь" положила начало исповедальному жанру.

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направлено всей Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и др. еретических сект, наглядно доказывают степень его значения.

Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин).

Еще важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры.

Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных Вандалами.

Умер 76-ти лет 28 aвг. 430 г., от лихорадки во время осады первой города вандалами.

Останки перенесены его приверженцами в Сардинию для спасения их от поругания ариан-вандалов. Когда остров попал в руки Сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем Лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.


В христианском искусстве обычно изображается:

  • человеком средних лет безбородым или с короткой черной бородой;
  • в епископском облачении с митрой и посохом,
  • либо с книгой и пером в руках (которые напоминаюти о его многочисленных и авторитетных сочинениях),
  • нередко и в мантии поверх монашеской рясы.

Его особые атрибуты:

  • пылающее сердце, пронзенное стрелой (иногда разбитое) как знак набожности, религиозного горения и страсти, пламенной любви к богу.
  • стрелы, пронзающие грудь как знак раскаянья в разгульном образе жизни, который он вел, будучи студентом в Карфагене, что описано в "Исповедях".
  • младенец в колыбели (появляется в живописи с XV в.), или маленький мальчик с морской раковиной в руках.

Типичная сентенция, изображаемая рядом, из его же сочинений:

In coelo qualis est Pater talis est Filius; in terra qualis est Mater talis est Filius
Как отец на небесах - так и Сын; как Мать на земле - так и Сын.

Наиболее частые сюжеты:

  • Св.Августин, идущий с матерью в школу, где их обычно встречает старый учитель.
  • Св.Августин, сидящий в задумчивости под деревом смоковницы. Первый шаг к обращению в христианство, описанный в "Исповеди", когда ему послышался детский голос: "Tolle, lege!" (лат. - "Возьми, читай!") и, наугад открыв Библию он прочел:
Не предаваясь ни пированью. ни пьянству, ни сладострастию [...], но облекись в Господа (нашего) Иисуса Христа ...

[ББРМ 13:13-14]

  • Крещение Св.Августина Амвросием, епископом Медиоланским (Миланским). Часто в этой сцени изображается и Моника.
  • Св.Августин передает устав своего ордена. Фактически орден августинцев учрежден в XI веке и правила для него извлечены из трудов Августина.
  • Видение Св.Августина. Сюжет, занимающий особое место в иконографии Св.Августина и основанный на легенде, появляется в живописи с XV века, становясь очень распространенным в XVI-XVII веках. Эта история говорит, что прогуливаясь по берегу моря и размышлял о сущности Троицы, Августин повстречал мальчика, наполнявшего из ракушки морской водой лунку в песке, как бы переливая в неё целый океан. На замечание Августина о тщетности занятия младенец ответил:
"Не более тщетное, чем человеческим разумом постигать тайну того, над чем размышляешь"; или
"Нет лучшего объяснения для истин, над которыми ты размышляешь".

Св.Августин также часто изображается с другими латинскими отцами церкви — Амвросием, Григорием и Иеронимом, реже со своей матерью Моникой.

Библиография[править]

Сочинения автобиографического, полемического и гомилетикоэкзегетического содержания изданы:

  • в Париже (11 ч., в 8 т., 1689 - 1700);
  • в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700 - 3)
  • Бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835 - 40).

Замечательнейшие из этих соч.:

  • "De civitate Dei libri XXII"
изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 - 51)
изд. Домбарт (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877),
пер. Зильберта (2 т., Вена, 1826)
  • "Confessiones"
изд. Неандер (Берл., 1823)
изд. Брудер (Лейпц., 1837 и 1869)
изд. Карл фон Раумер (2 изд., Гютерсло, 1876),
пер. Греннингера (4 изд., Мюнстер, 1859),
пер. Зильберга (5 изд., Вена, 1860)
пер. Раппа (7 изд., Гота, 1878).

Кроме того, заслуживают упоминания:

  • "Meaitationes" и "Soliloduia" изд. Вестгофом, (Мюнстер, 1854),
  • "Enchiridion" или "Manuale" Крабингера, (Тюб., 1861).
  • Перевод "Избранных сочинений" Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 - 8, Кемпт., 1869).
  • Недавно в библиотеке Грейфевальда были найдены два до сих пор еще неизданных небольших сочинения "Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". [bref]
  • Московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4 томах.

Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском Чтении" и "Воскресном Чтении".

  • Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
  • ??? Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
  • Дорнор, "Aug., sein theol. System und seine religionspbilos. Anscbauung" (Берл., 1873).

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: